14 февраля 2010

Музеи Ватикана

Автор: Сергей Софийский. Рубрика: Ватикан .

Посещение музеев Ватикана – всегда источник неожиданностей, все может измениться в любую минуту.

Сикстинская капелла. Грегорианский Музей Египта. Двор Шишки, где в огромной нише работы П. Лигорио установлено древнеримское скульптурное изображение сосновой шишки.

Музей Кьярамонти, где  находится Галерея могильных плит с коллекцией языческих и христианских эпитафий; Музей Пио-Климентино, где выставлены греческие и римские скульптуры, среди которых знаменитая греческая статуя Лаокоона, расположенная в одноименном зале. Лаокоон.Музеи Ватикана

Галерея Статуй и Зал Муз, где хранится знаменит Аполлон Бельведерский, вдохновивший Микеланджело на создание обнаженной натуры в Сикстинской Каппелле.

Среди множества Ватиканских музеев хочется выделить музей Пио-Клементино. “Лаокоон” мраморная скульптурная группа 2 в. до н. э., везенная в 1506 году из “Золотого Дома” императора Нерона и подписанная скульпторами Агесандром, Афинодором и Полидором из Родоса.

Здесь изображены три фигуры: жрец Лаокоон, возвышающийся над двумя своими сыновьями. Они вместе, прилагая нечеловеческие усилия, пытаются высвободиться из колец обвивших и удушающих их гигантских змей.

Эта мифологическая сцена разворачивалась перед воротами Трои, когда ее обитатели столпились вокруг гигантского коня, шумно обсуждая, что с ним делать.

Является ли этот конь даром богов, как считает большинство? В этом случае его следует перенести в город. Или же его появление предрекает городу опустошение, и тогда его следует предать огню, на чем настаивает великий жрец.

Наконец, жители начинают готовить костер, когда внезапно появляются два огромных змея, обвивают Лаокоона с сыновьями и душат их.

Горожане, потрясенные увиденным, убежденные в том, что это знамение богов, открывают ворота и вталкивают коня в Трою.

Ночью греческие воины выскакивают наружу и предают огню и мечу город, сопротивление которого они не могли сломить целых десять лет.

Аполлон Бельведерский. Римская копия 2 века н. э. с находившегося на рыночной площади Афин греческого бронзового оригинала, приписываемого скульптору Леокару (330-320 до н. э.). Статуя была обнаружена в конце ХV века и с тех пор стала достоянием музеев Ватикана. Апполон Бельведерский

Аппартаменты Борджиа также является знаменитым наследием музеев Ватикана. Они были резиденцией папы Александра 6. Представляют интерес имена посетителей этих залов. При дворе Александра 6 служили Чезаре Борджиа, Лукреция Борджиа, Джулия Фарнезе, Ванноцца, Микелетто.

Папа Юлий 2 остался недоволен работой художников, которым он поручил расписать Станцы.

Тогда, по совету Браманте, он пригласил из Флоренции Рафаэля и, испытав его, доверил ему это задание.

Художник получил следующий заказ: станца Сигнатуры, станца Гелиодора, станца Пожара, станца Константина.

Вершины художественного мастерства Рафаэль достиг в станце Сигнатуры, которую он расписал фресками с 1508 по 1511 год.

“Спор о таинстве” на стене над входом. В пространство, обрамленное аркой вошли три полукружия: вверху – Бог Отец; в центре – Христос, Богородица и Иоанн-Креститель; по краям – Патриархи и Пророки, Апостолы и Исповедники, символы Ветхого и Нового Заветов. Спор о таинстве. Рафаэль

Центральное пространство занимает “Таинство Причастия”, по краям – религиозные деятели: Св. Григорий Великий, Савонарола, Беато Анджелико, Св. Джироламо, Св. Амвросий, Бл. Августин, Данте и Св. Фома Аквинский.

“Триумф Философии” или “Афинская Школа” (1509).
Масштабная работа, на которой представлены отдельные персонажи и группы.

В центре – две фигуры: Платон с книгой “Тимей” в руках, написанный с Леонардо да Винчи, и смотрящий вниз Аристотель, с книгой “Этика “. Афинская школа.Рафаэль.

Остальных философов, включенных в композицию, можно узнать по их поведению: полуобнаженный Диоген возлежит на мраморной плите; Гераклит, внешне похожий на Микеланджело, сидит, подпирая рукой голову; Сократ занят исчислением силлогизмов.

Другие мыслители находятся в отдалении. За Анаксагором можно заметить Франческо Марию делла Ровере в белой мантии; с противоположной стороны – портрет самого Рафаэля.

“Прославление Поэзии” или “Парнас” (1511). Аполлон трогает струны лиры, чаруя своей мелодией муз и поэтов. Гомер, Виргилий, Данте, Энний, Сапфо, Ариосто, Овидий увлечены его игрой, их лица мечтательны и задумчивы. Рафаэль.Парнас.

Каллиопа, ближайшая к Аполлону муза, выписана особенно тщательно и покоряет своей почти неземной красотой.

Римские придворные и аристократы, очарованные искусством этого художника, выстраивались в очередь, чтобы получить его картину.

Рафаэль, стремившийся к еще более высоким заработкам, делал все возможное, чтобы удовлетворить своих заказчиков.

При этом его интерес к станцам постепенно истощался. Работу над станцами по рисункам Рафаэля продолжили его ученики, Джулио Романо, Ф. Пенни и Джованни да Удине.

Фрески станцы Гелиодора, написанные в 1512 – 1514 ГГ., относятся к переходному периоду между понтификатом Юлия 2 и Льва 10. Высокое художественное достоинство отличает портреты Юлия 2 и Льва 10, изображенного в виде Льва 1, останавливающего нашествие Аттилы.

Лоджии Рафаэля были построены по проекту Браманте и самого Рафаэля в 1512 – 1518 гг. В Лоджиях применены декоративные элементы в стиле “гротеск”.

Сикстинская капелла.

Сикстинская капелла знаменита своими фресками на стенах. Фрески на левой стене были созданы при папе Сиксте 4 в период между 1481 и 1483 гг.

На них представлены эпизоды из жизни ветхозаветного пророка Моисея.

На правой стене располагались эпизоды из жизни Иисуса, принесшего в мир Новый Завет.

“Поход Моисея в Египет” (Пинтуриккьо); “Моисей и дочери Иафета” (Боттичелли); “Переход через Красное море”, “Моисей и Скрижали Завета” (К. Росселли); “Наказание Корея” Боттичелли (на фреске изображена Арка Константина и античный фонтан Септизониум). Ботичелли. Наказание Корея,Дафана и Абирона.

“Смерть Моисея” Луки Синьорелли – возможно, именно эта картина вдохновила Микеланджело на изображение обнаженных тел Сикстинского потолка. На правой стене:

“Крещение Иисуса” Пинтуриккьо; “Искушения Христа” Боттичелли; “Призвание к апостольству” Д. Гирландайо; “Нагорная проповедь” К. Росселли и Пьеро ди Козимо; “Передача ключей Святому Петру” Перуджино и “Тайная вечеря” К. Росселли. Ботичелли. Искушение Иисуса

С 1508 по 1512 год Микеланджело расписывал свод Сикстинской Каппеллы площадью 800 метров и создал “Сотворение мира”. Свой эпохальный труд.

Это был непосильный труд, время от времени толкавший художника на необдуманные слова и поступки. Сикстинская капелла,Микеланджело Сотворение мира

В центральном поясе Сикстинской капеллы представлены отдельные сцены Бытия: Опьянение Ноя и Всемирный потоп; жертвоприношение Ноя, первородный грех и изгнание из рая, сотворение Адама и Евы – безусловно, самый известный из сюжетов. Изгнание из Рая. Микеланджело.

Фигура Адама обессилена, кажется будто вселение жизни отвлекает его от метафизических высот.

Отделение земли от воды, создание рыб, Солнца, Луны, растений, отделение света от тьмы.Во внешних углах каждой из фресок изображены обнаженные фигуры, а за ними – попеременно Сивиллы и Пророки.

“Страшный Суд”, написанный Микеланджело по заказу папы Павла 3 (1534-1541), изображает апокалиптическую сцену, участвовать в которой обречен весь человеческий род.

Художник прибыл в Рим в понтификат Александра 6 и пережил тяжелые времена, оставившие глубокий след в его душе.

В фреску Сикстинской капеллы “Страшный Суд” Микеланджело вложил свое видение событий 16 века. Центром этой величественной композиции Микеланджело делает фигуру Христа и разрабатывает тему Суда, подчеркивая контраст между естественным и сверхъестественным. Сикстинская капелла,Микеланджело Страшный суд

Очертания могучей центральной фигуры вполне естественны, но их стройность намерено нарушается тенью руки, повелительно вытянутой для оглашения приговора.

Это символ сверхъестественного начала, которому человечество вынуждено подчиниться.

Богородица съежилась, как будто стараясь уберечься: хотя она участвует в деяниях Сына, ее фигура выражает безнадежность.

Человеческий род представлен отдельными людьми, символизирующими добродетели и пороки: персонажи правой стороны возродились к новой жизни, они поднимаются; фигуры слева устремляются вниз, влекомые демонами своих земных страстей.

Опубликовать в twitter.com Опубликовать в своем блоге livejournal.com

Комментарии закрыты.

Рубрики

Тэги

Авиабилеты он-лайн Австрия Бали Бронирование автомобиля Германия Горные лыжи Греция Дания Европа Испания Италия Милан Монако Ночные клубы Рима Отель он-лайн Португалия Прага Прибалтика Серфинг Тайланд Тунис Фотоевропа Франция Черногория Швейцария Швеция Шри-Ланка

Для вывода облака тегов WP_Cumulus необходим Flash Player 9 или выше. Бесплатные русские шаблоны для WordPress.

Rambler's Top100